В. А. Бершадская, преподаватель Ленинградской школы для слепых

ВОЛОДЯ ЗУБОВ — УЧЕНИК ЛЕНИНГРАДСКОЙ ШКОЛЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ

В нашу школу Володя Зубов поступил в 1946 г. После потери зрения мальчик учился в московской школе для слепых детей. Поскольку там тогда еще не был открыт 9-ый класс, Володе пришлось приехать в Ленинград и поступить в нашу школу.

У меня новый ученик проучился один год в 9-ом классе. Очень живой, подвижный и энергичный мальчик заинтересовал меня способностями по математике; быстро схватывал материал, хорошо его излагал, без труда решал задачи.

Однако на педсовете преподаватели русского языка и немецкого подняли вопрос о выводе В. Зубова из школы, так как находили его подготовку по этим предметам недостаточной.

Я стала отстаивать мальчика, говоря, что у него хорошие способности. Напомнила коллегам, что А. С. Пушкин не проявлял способностей к математике, но его из лицея не выводили. Меня поддержал директор школы В. Е. Чугунов. Организовали дополнительные занятия, и Володя был переведен в 10-ый класс.

В 10-ом и 11-ом классах Володя Зубов учился у моего мужа Вячеслава Александровича Бершадского. Володя много и охотно помогал своим товарищам по математике, и Вячеслав Александрович предложил способному ученику заниматься во Дворце пионеров в математическом кружке под руководством опытных преподавателей института. Оказалось, что занятия вел профессор Фаддеев, у которого в свое время учился Вячеслав Александрович.

На математической олимпиаде наш ученик заслуженно занял 1-е место.

По окончании школы Зубов успешно сдал семь экзаменов и поступил на первый курс физико-математического факультета Ленинградского Государственного университета. Я и Вячеслав Александрович были удовлетворены тем, что замечательные способности не пропали даром. В дальнейшем В. Зубов открыл дорогу другим способным юношам, консультируя, помогая, устраивая на работу. Старейшая спецшкола города гордится бывшим учеником, замечательным ученым В. И. Зубовым.